Участники Восточного экономического форума ответили на вопрос РБК, как можно охарактеризовать происходящее сейчас в российской экономике
Герман Греф, президент— председатель правления Сбербанка:
«Переохлаждение— это, наверное, такой сильный термин, но охлаждение продолжается. Мы это видим по темпам роста ВВП, темпам роста промышленности. Второй квартал мы можем оценить как техническую стагнацию. И июль, и август показывают достаточно явные симптомы того, что мы приближаемся к нулевым отметкам. И один из важных факторов— это, конечно, ставка [ЦБ]. По нашим оценкам, на конец года ставка будет 14%. Достаточноли это, для тогочтобы экономика начала оживать? На наш взгляд, недостаточно. При текущих уровнях инфляции ставка, при которой можно надеяться на оживление в экономике,— 12% и ниже».
Борис Титов, спецпредставитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, владелец «Абрау-Дюрсо»:
«Происходит ожидание. Старые факторы движения выдыхаются, все ждут новых».
Павел Смелов, генеральный директор ЦСР:
«Российская экономика, если сравнить со временами года, находится на пороге весны».
Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России:
«Экономика демонстрирует разноскоростное развитие».
Виталий Сергейчук, член правления ВТБ:
«Управляемое охлаждение: экономика управляемо охлаждается с тем, чтобы в следующем году инфляция достигла целевых 4%. По итогам текущего года мы прогнозируем рост ВВП в диапазоне 1–1,5% после бурного роста более чем по 4% в 2023–2024 годах».
Владимир Воейков, директор крупного и среднего бизнеса Альфа-банка:
«Ябы назвал текущее состояние посадкой экономики. Вопрос в том, какой она будет— мягкой или жесткой. Мы все наблюдаем за действиями регулятора, направленными на охлаждение перегретой экономики и борьбу с инфляцией».
Александр Хрущ, президент «Селигдара»:
«Сейчас в экономике происходит реакция на проводимую политику по ее спасению. Экономика подстраивается».
Вероника Никишина, генеральный директор Российского экспортного центра:
«Это структурная трансформация в условиях внешних санкционных, технологических и политических вызовов».
Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления Сбербанка:
«Поиск баланса. Думаю, что сейчас главная задача, которая стоит перед Центральным банком и правительством, состоит в поиске нового равновесия, котороебы позволило одновременно не растерять импульс роста, который российская экономика набрала в последние годы, но и стабилизировать инфляцию и общий рост цен около 4%. Для бизнеса этот поиск баланса состоит в том, чтобы продолжать расти и инвестировать в свое развитие, но, очевидно, в условиях более жестких ограничений как дефицита на рынке труда, так и высокой жесткости кредитных условий.
По нашим оценкам, этот период поиска нового равновесия будет характеризоваться определенным охлаждением деловой активности— рост врядли превысит 1,5% ВВП в 2025 году и, вероятно, останется около 1% в 2026-м».
Александр Калинин, глава «Опоры России»:
«У нас рецессия. Уже многие экономисты отметили, что есть рецессия. Какие-то сектора, где есть серьезный, к примеру, бюджетный либо импортозамещающий импульс,— там серьезный рост. Это промышленность, понятно, оборонка, плюс внутренний туризм, поскольку там у нас продолжается пока импортозамещение серьезное. А есть ряд секторов, где уже серьезный спад. К примеру, автопром, стройка, ряд промышленных секторов. Ну и, соответственно, нужно находить уже решения, применять стимулирующие меры, чтобы экономика из рецессии вышла и выросла».
Рустам Айнетдинов, исполнительный директор Skyeng:
«Последние прогнозы Минэкономразвития и Центрального банка красноречивее всех говорят о том, что происходит в российской экономике относительно скорости роста и замедления роста по ВВП. Мы спускаемся к 1%. Позитивно оцениваю прогнозы Центрального банка относительно понижения ключевой ставки на следующий год. Поэтому я думаю, что у экономики есть шансы двинуться вперед. Но здесь действительно большое влияние имеют макроэкономические факторы».
Евгений Капьев, генеральный директор издательства «Эксмо»:
«Люди стали больше читать».
Влад Федулов, управляющий директор «Авито»:
«Мы живем в текущей действительности рынка и стараемся реагировать в соответствии с ситуацией. При этом мы не закрываем никакие наши инвестиционные проекты, идем в направлении туризма, недвижимости, работаем с рынком авто».
Дмитрий Исаков, основатель инвестиционной платформы Lender Invest:
«Это мобилизационное охлаждение. Такая формулировка, по нашему мнению, во многом отражает как экономический рост последних лет за счет роста государственных расходов на национальную оборону и безопасность, так и текущее охлаждение экономики гражданских отраслей вследствие жесткой денежно-кредитной политики».
Дмитрий Алексеев, основатель, совладелец, президент DNS Group:
«Нельзя сказать, что прям совсем все плохо, но в этот год явно есть много тревожных ожиданий. Мы надеемся на лучшее. Можно себе представить траекторию, когда все будет хорошо».
Дмитрий Ким, генеральный директор «Озон Холдинга»:
«Мы очень активно развиваемся, особенно в сферах малого и среднего бизнеса. Те усилия, которые правительство предприняло,— это прежде всего строительство транспортного каркаса, строительство коммунального каркаса, строительство сетей связи— позволяют дальше нам, как цифровой платформе, вовлекать как можно большее количество предпринимателей».
Читайте РБК в Telegram.