В «Деловой России» предложили ввести прогрессивную шкалу налогообложения для работников, проживающих большую часть времени за границей, вернув изначальную разницу в 17 п. п. между ставками НДФЛ для налоговых резидентов и нерезидентов. Инициатива была подготовлена по поручению президента и направлена в Минфин. В министерстве сообщили Forbes, что, поскольку дифференцированные ставки используются только с начала 2025 года, вводить их для нерезидентов пока нецелесообразно. Согласно действующим правилам, работодатели должны выплачивать налог за нерезидентов или в размере 30% или по стандартной 5-ступенчатой шкале при определенных условиях
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» направила в Минфин предложение о вводе дифференцированных ставок по налогу на доходы физлиц (НДФЛ) для нерезидентов. Учитывая, что для резидентов с 2025 года действует прогрессивная шкала налогообложения (от 13 до 22% в зависимости от дохода), логично предусмотреть аналогичный порядок и для сотрудников российских компаний, живущих за рубежом, считают в «Деловой России». Инициатива подготовлена по поручению президента Владимира Путина по итогам встречи с членами организации, с копией документа ознакомился Forbes.
«Деловая Россия» предлагает вернуть для нерезидентов изначальную разницу в 17 п. п. со ставками для проживающих в России, то есть ввести шкалу от 30 до 39%.
«С учетом непродолжительного периода применения [дифференцированных ставок] Минфин считает нецелесообразным вводить для работников российских организаций, живущих за рубежом, ставки по НДФЛ от 30 до 39%», — сказал Forbes представитель Минфина. Кроме того, увеличение ставок на 17 п. п. «может привести к отказу высококвалифицированных кадров от сотрудничества с российскими организациями, что может негативно сказаться на экономике в целом», отметил он.
Согласно действующим правилам, за нерезидентов работодатель в большинстве случаев должен платить 30%, в том числе когда с работником заключен договор гражданско-правового характера (ГПХ). Также допускается оплата НДФЛ по стандартной 5-ступенчатой шкале, если нерезидент работает удаленно и такой формат закреплен в договоре, а также если он иностранец с особым статусом (например, работает по патенту). По ставке 30% уплачивается НДФЛ сотрудников российских организаций, командированных для работы за рубежом, отметил представитель Минфина. Кроме того, нерезиденты не имеют права на налоговые вычеты по НДФЛ.
Налоговыми нерезидентами считаются люди (в том числе с гражданством России), которые проживают в стране менее 183 дней в течение года. Если резидент ездил за рубеж не более чем на полгода для лечения, обучения или для работы на морских месторождениях сырья, то на статус это не влияет, но цель поездок необходимо подтвердить документально.
Разница между ставками налога для резидентов и нерезидентов всегда была соразмерна, сказал Forbes глава «Деловой России» Алексей Репик. «Эта норма ушла при повышении ставок, но ее нужно вернуть. Она очень резонная и логичная», — уверен он.
Раньше, если человек проводил менее 183 дней в России, разница в налоговой ставке составляла 17 п. п., потому что «когда ты живешь не в России, ты потребляешь меньше российской продукции, поддерживаешь экономику существенно меньшим образом, страновой ВВП сокращается», подчеркнул Репик. Кроме того, те, кто выбрал вариант работы из других стран, в меньшей степени разделяют приоритеты и направления развития нашей страны, отметил он. По словам Репика, «особенно важно, чтобы граждане, связавшие свою экономическую и человеческую активность со своей родиной, а также приехавшие в Россию из других стран, точно понимали, что этот выбор ценится обществом и государством». Но когда нерезиденты платят налоги в меньшем объеме, это несправедливо, заключил Алексей Репик.
Основная цель предложения заключается в увеличении ставок для нерезидентов-удаленщиков, говорит советник BGP Litigation Элина Бурыкина. Это приведет к тому, что такие сотрудники будут дороже для российского работодателя, что, в свою очередь, сделает проживающих в России работников более конкурентноспособными, отметила она. В первую очередь это может быть актуально для IT-бизнеса, который часто нанимает релокантов, добавила Бурыкина.
С другой стороны, в 2024 году многие компании добавили условие о дистанционном формате работы в трудовые договоры работников, чтобы иметь право применять шкалу ставок НДФЛ для налоговых резидентов в отношении всех удаленщиков, сказал партнер группы услуг в области управления персоналом и налогообложения физлиц Kept Донат Подниек.
Применение стандартной 5-ступенчатой шкалы НДФЛ в отношении нерезидентов позволило части работодателей сохранить трудовые взаимоотношения с сотрудниками, переехавшими в другие страны, что крайне важно на дефицитном рынке труда, сказала партнер налоговой практики «ТеДо» Карина Худенко. По словам директора департамента налогов и права компании ДРТ Ирины Андрончевой, в ряде случаев специфика работы работодателя или функционал сотрудника не позволяют применять дистанционный формат работы. Однако в течение года сотрудник проводит за пределами России достаточно много времени в командировках или по личным причинам и становится налоговым нерезидентом — в этом случае все вознаграждение, полученное от российского работодателя, подлежит обложению НДФЛ по ставке 30%, пояснила она.
С точки зрения бюджета инициатива «Деловой России» логична — повышение ставок НДФЛ для резидентов привело к существенному росту показателей сбора этого налога за 2024 год, отмечает Донат Подниек. Однако с точки зрения администрирования сборов введение прогрессивной шкалы для нерезидентов не столь логично из-за повышения риска роста задолженности — о необходимости доплаты налога по итогам года нерезидент может не знать, рассуждает он.
Доходы от работы по трудовым договорам и ГПХ могут подпадать под шкалу 30% в случаях, когда, например, физлицо возвращается работать в Россию во второй половине календарного года и уже не успевает стать налоговым резидентом в текущем году, отметила Карина Худенко. «Для многих такой режим налогообложения уже является повышенным, и увеличивать налоговую нагрузку для этих случаев кажется крайне нелогичным, тем более что такие нерезиденты уже фактически работают в России», — говорит специалист. По ее мнению, если повышать налоги для нерезидентов, надо отдельно рассматривать случаи, когда в статусе нерезидента физлицо работает на территории России, и тогда исключать такие случаи из режима повышенного налогообложения.
Но в любом случае «распространение прогрессивной шкалы налогообложения на нерезидентную ставку соответствует принципу равенства налогообложения, так как это позволяет сохранить изначальную идею для различного налогообложения резидентов и нерезидентов», говорит старший юрист налоговой практики Verba Legal Андрей Шептий. Например, если сейчас резидент получает высокий доход, к нему может применяться ставка 22%, а налоговый нерезидент вне зависимости от размера дохода продолжает платить НДФЛ по ставке 30%.