В Госдуме предложили внести изменения в законодательство, которые позволят корректировать стоимость уже подписанных госконтрактов на сумму НДС компаниям на «упрощенке», ставшим плательщиками этого налога, узнал Forbes. Сейчас, согласно закону о контрактной системе, подобные изменения не допускаются, поэтому бизнес не может переложить на заказчика новые налоговые обязательства
Для нивелирования рисков малых и средних предпринимателей (МСП) в Госдуме предложили внести в закон о контрактной системе (44-ФЗ) специальные положения, которые позволят изменять цену уже подписанных госконтрактов на сумму налога на добавленную стоимость (НДС), если поставщик по контракту — компания на упрощенной системе налогообложения (УСН), которая в 2025 году стала плательщиком НДС. С копией письма за подписью зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Артема Кирьянова главе Минэкономразвития Максиму Решетникову ознакомился Forbes. В Минэке подтвердили получение письма и сообщили, что оно «будет рассмотрено в установленном порядке».
Компании на «упрощенке», годовой доход которых превышает 60 млн рублей, с 2025 года стали плательщиками НДС. В связи с изменениями в налоговом законодательстве предприниматели на УСН, имеющие переходящие контракты на 2025 год, оказались в довольно уязвимом положении, сказал Forbes Артем Кирьянов. Эти компании зачастую вынуждены оплачивать сумму НДС за свой счет — компании-заказчики не обязаны корректировать условия контрактов на величину налога. Закон 44-ФЗ, регулирующий госконтракты, и вовсе не дает госзаказчикам возможности корректировать цену при неизменном объеме поставок товаров и услуг. В итоге компании рискуют ухудшением финансового положения вплоть до банкротства, также их могут внести в реестр недобросовестных поставщиков из-за срыва работ, считает депутат.
Депутат ссылается на обращения от предпринимателей и бухгалтеров, ведущих учет в МСП, которые указывают на невозможность переложить новые налоговые обязательства на заказчиков по уже действующим контрактам. «Проблема носит массовый характер, так как согласно действующему законодательству не менее 25% от совокупного годового объема закупок государственных структур приходится на МСП», — отмечается в письме. МСП придется добиваться пересмотра договоров в судебном порядке, что ведет к дополнительным временным и финансовым затратам для всех сторон, отмечается в документе.
«При заключении контракта указывается, что цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения, изменение условий договора не допускается», — сказал исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. Законодатель не предоставляет возможность увеличения суммы государственного контракта на сумму НДС. Риски, связанные с исполнением контракта, относятся к коммерческим рискам контрагента, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке, отметил он.
«Предложение по корректировке уже подписанных контрактов на сумму НДС рационально и позволит снизить издержки для МСП», — считает Шубин. Тем более что в 2019 году, когда НДС с 1 января был повышен с 18% до 20%, изменение цены в пределах увеличения ставки НДС предусмотрели, отметил он. Инициатива, которая дает возможность пересмотреть условия контракта, абсолютно обоснована, без такой оговорки исполнителю госконтракта придется работать в убыток — при расчете НДС к уплате при пониженной ставке налога права на вычет у компаний, применяющих УСН, не будет, добавила член Ассоциации юристов России Наталья Беляева. МСП, заключившие госконтракт до 1 января 2025 года, без поправок могут потерять от 5% до 20% своего вознаграждения, на которое они рассчитывали в момент подачи заявки на торги, говорит юрист налоговой практики CLS Павел Алпатов.
Наиболее пострадавшими без права на корректировку контракта могут стать отрасли, где всегда принято заключать длительные контракты на несколько лет и где при этом низкая маржинальность, добавляет старший партнер адвокатского бюро «Немовы и партнеры» Ольга Немова. В их числе сферы ЖКХ (например, уборка территорий), обслуживания транспорта, техники, уточнила она.
«Действительно, госзакупки, как правило, проводятся по твердым ценам, включающим все применимые налоги, и потому в текущей ситуации те предприниматели, что в одночасье стали плательщиками НДС, вынуждены платить его за счет собственной маржи, а государственный покупатель (а по итогу — коллективный налогоплательщик) такой входной НДС к вычету принять не сможет», — говорит член генсовета и руководитель экспертного центра «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. «Однако не стоит думать, что проблема так легко решаема, ведь помимо изменений в законодательство о закупках необходимо обеспечить механизм еще и финансированием на всех уровнях бюджетной системы. НДС, напомню, идет в федеральный бюджет, и ни в нем, ни тем более на других, преимущественно дотационных, уровнях бюджетной системы источников финансирования этой инициативы попросту не предусмотрено», — отмечает он.
Государственным или муниципальным заказчикам, как получателям бюджетных средств, повышение цены могут компенсировать «в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта», считает советник Федеральной палаты адвокатов РФ Игорь Пастухов. Проблема может быть решена в том же порядке, что и в случае увеличения цены контракта в случае увеличения объема поставок или объема работ, добавила Ольга Немова.