На заседании 25 апреля Банк России продлит паузу в изменении ставки, уверены опрошенные Forbes аналитики и экономисты. Темпы инфляции существенно замедлились, но на снижение темпов роста цен больше повлиял курсовой фактор, а не замедление спроса, который пока высок. Кроме того, рынок труда демонстрирует лишь первые признаки охлаждения, а данные по корпоративному кредитованию хоть и позитивны, но зашумлены бюджетными авансами начала года. Именно поэтому пока регулятор лишь смягчит риторику, прогнозируют эксперты
Неизменная ставка, более мягкий сигнал
На заседании по ключевой ставке 25 апреля совет директоров ЦБ сохранит ставку неизменной на уровне 21%, считают все 11 экономистов и аналитиков, опрошенных Forbes. Банк России держит ставку на рекордно высоком уровне с октября прошлого года, следующее плановое заседание регулятора по ставке состоится 6 июня.
Девять из 11 собеседников Forbes уверены, что на столе у ЦБ будет лишь один сценарий. «Это заседание будет похоже на предыдущее заседание 21 марта, когда принципиально будет рассматриваться только один вариант — сохранение ставки. Дискуссия, возможно, снова будет только вокруг сигнала», — считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. По его словам, в начале апреля ситуация развивается в рамках базового сценария ЦБ: темпы роста цен замедляются, однако регулятору потребуется дополнительное время, чтобы убедиться в устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий.
С одной стороны, регулятор наблюдает позитивную картину: в I квартале текущие темпы инфляции существенно замедлились по сравнению с IV кварталом прошлого года, а по итогам марта замедлились и темпы роста денежных агрегатов, говорит главный экономист группы ВТБ Родион Латыпов. С другой стороны, текущая инфляция в наиболее устойчивых компонентах корзины — нерегулируемых услугах остается двузначной, а снижение цен на нефть после введения США тарифных ограничений может создавать проинфляционные риски. В таких условиях регулятор сохранит ставку, считает эксперт. «Коммуникация Банка России в преддверии недели тишины также согласуется с тем, что регулятор предпочтет оставаться осторожным», — добавляет он.
В релизе к мартовскому заседанию Банк России отмечал: если темпы замедления роста цен не будут обеспечивать достижения инфляционной цели в 4%, то ЦБ «рассмотрит вопрос о повышении» ключевой ставки». «Скорее всего, более высокой реальной ставки (номинальной процентной ставки за вычетом темпов инфляции. — Forbes) все-таки не потребуется. Реальная ставка уже очень высокая, и мы видим, что и инфляция, и инфляционные ожидания начинают показывать признаки снижения», — отмечал в начале апреля на финансовом форуме АКРА зампред ЦБ Алексей Заботкин. При этом он напомнил, что прогноз по средней траектории ключевой ставки на 2025 год составляет 19-22%. По его словам, в этот раз совет директоров будет внимательно смотреть на динамику спроса. В сценарии быстрого охлаждения спроса «пространство для снижения ставки появится раньше», резюмировал он.
Двое экспертов из опрошенных Forbes допускают, что ЦБ 25 апреля может рассмотреть и альтернативный вариант — снижение ставки, но так и не решится на него из-за возможных рисков. «Ситуация в экономике сейчас складывается так, что ЦБ может начать смотреть в сторону смягчения денежно-кредитной политики. Однако по данным одного квартала регулятор не будет судить об устойчивости дезинфляционных трендов. Например, укрепление рубля, которое внесло вклад в замедление инфляции, носит временный характер. На рынке труда заметны лишь первые признаки охлаждения, но пока не в части зарплат. А данные по корпоративному кредитованию еще зашумлены из-за бюджетного фактора», — объясняет управляющий директор «Газпромбанк Private» Егор Сусин.
В таких условиях реакция ЦБ на позитивные процессы в экономике скорее выльется в смягчение сигнала, солидарны собеседники Forbes. «Банк России, скорее всего, будет очень осторожен в оценках перспектив денежно-кредитной политики. В то же время очевидное торможение российской экономики и постепенный выход из фазы сильного экономического перегрева должны способствовать отказу от ястребиной риторики и ориентировать на некоторое смягчение сигнала ЦБ как минимум до «нейтрального», — предполагает управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Денис Попов. По мнению главного аналитика УК «Первая» Натальи Ващелюк, нейтральный сигнал сейчас для регулятора станет оптимальным выбором: он повысит гибкость Банка России как в случае позитивного сценария, так и в случае непредсказуемых изменений во внутренних или внешних условиях.
С чем подходит ЦБ к очередному заседанию
В бюллетене «О чем говорят тренды», который ЦБ выпускает за неделю до заседания совета директоров, аналитики Банка России отмечают замедление месячной инфляции с поправкой на сезонность в марте до 7,1% с 7,5% в феврале. Однако такая картина наблюдается не во всех сегментах: в непродовольственном темпы роста цен снижаются, но в продовольствии они почти не изменились, а в услугах ускорились.
Инфляционное давление в I квартале заметно снизилось, но остается повышенным: рост цен в январе-марте составил 8,3% квартал к кварталу против 12,9% в октябре-декабре прошлого года. При этом замедление роста цен, если очистить его от влияния немонетарных компонентов, пока выражено слабо и неустойчиво, признает регулятор. В I квартале на замедление инфляции сильно повлияло укрепление рубля, в меньшей степени — охлаждение спроса. По оценкам аналитиков ЦБ, с очисткой от влияния валютного курса рост цен в марте и в I квартале был бы близок к 10%.
Годовая инфляция в отсутствии шоков перейдет к снижению с мая, прогнозируют в ЦБ. На это повлияет торможение текущего роста цен, а также выход из расчета высоких значений инфляции в мае-декабре 2024 года. По мнению аналитиков Банка России, эффект от высокой ставки уже проявляется в динамике потребительских цен. Вместе с тем замедление годовой инфляции от текущих высоких значений к 4% требует времени и поддержания жестких денежно-кредитных условий.
Аналитики позитивно оценили мартовские данные по инфляции и дают прогнозы по ее снижению до конца года. Предпосылки для дальнейшего замедления инфляции уже сформировались, считает Михаил Васильев. Это слабое кредитование на фоне высокой ключевой ставки, крепкий рубль, нормализация бюджетных расходов. По мнению директора аналитического департамента ИК «Регион» Валерия Вайсберга, по итогам марта у регулятора должно прибавиться уверенности в том, что ситуация в экономике развивается в соответствии с базовым прогнозом. «Скорее всего, инфляция на 2025 год сложится в нижней половине прогнозного диапазона Банка России (7-8%. — Forbes)», — говорит эксперт.
Однако исполнение таргета в 2026 году все еще под вопросом, считает Вайсберг. «В 2026 году я ожидаю более значительного повышения тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки, чем запланировано сейчас. Поэтому риск отклонения инфляции вверх от цели в 2026 году сохраняется», — поясняет он. Именно поэтому ЦБ будет проявлять осторожность в решениях. Кроме того, во втором полугодии положительное влияние курса рубля на замедление инфляции может стать более слабым или прекратиться, опасаются эксперты. «Геополитический фактор и состояние мировой экономики являются основными факторами неопределенности для прогноза. Падение цен на нефть и сырья создают риски более слабого рубля и более высокой инфляции», — подчеркивает Васильев из Совкомбанка.
На рынке труда и в динамике спроса — это одни из ключевых показателей, которые мониторит ЦБ — опрошенные Forbes аналитики ждут охлаждения. «Сомневаюсь, что при таком уровне реальных процентных ставок и макропруденциальных мер по сдерживанию кредитования мы увидим опережающий рост спроса. Более того, оперативные данные профильных агентств показывают, что медленное охлаждение рынка труда происходит уже почти год — компании открывают все меньше новых вакансий», — оптимистичен сотрудник научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Григорий Жирнов.
Потребительский спрос в марте уже сократился и продолжит сокращаться далее, а снижение прибыли по экономике должно способствовать началу оптимизации расходов на труд как с точки зрения заработных плат, так и с точки зрения количества отрытых вакансий соглашается Валерий Вайсберг.
А вот ситуацией в кредитовании, которую ЦБ относил к проинфляционным факторам, регулятор доволен. Несмотря на незначительное оживление динамики в кредитовании, темпы роста кредитования остаются существенно ниже средних уровней I–III кварталов 2024 года. В результате величина кредитного импульса «выраженно отрицательная», сопоставимая со значениями 2020 года. Текущая умеренная динамика кредитования с поправкой на сезонность с учетом планируемого выхода бюджета на нулевой структурный дефицит в 2025 год согласуется с постепенным снижением инфляции до 4%, заключает регулятор. «Рынок розничного кредитования охладился, и это дает большой вычет из потребительского спроса. Ситуация в корпоративном кредитовании сильно зашумлена. В начале года предприятия гасили кредиты в том числе полученными бюджетными авансами, поэтому однозначно оценить динамику в этом сегменте пока сложно, но признаки охлаждения уже заметны», — считает Егор Сусин.