Президент Владимир Путин передал производителя пива Bud и «Клинское» во временное управление. AB InBev Efes была последней из трех крупнейших пивоваренных компаний в России, которой управлял иностранный бизнес. Ранее ее совладелец из Турции пытался выкупить остальную часть у бельгийского партнера. Предприятие также владеет брендами Hoegaarden, «Жигулевское» и «Старый мельник». В России у него было 11 заводов и три солодовенных комплекса. Как следует из президентского указа, активы переходят группе компаний «Вместе». По данным из открытых источников, она принадлежит Николаю Тюрникову, который был гендиректором компании «Главстрахконтроль» и президентом Ассоциации защиты страхователей. Обе организации сейчас ликвидированы.
Процесс передачи подобного бизнеса уже отлажен, отметил партнер юридической фирмы OrlovaErmolenko Александр Ермоленко: «Процедура уже более или менее понятна, поскольку это не первый случай, и сейчас все-таки не 2022 год. Соответственно, нельзя сказать, что могут быть какие-то непреодолимые сложности и корпоративные вопросы. Возможны некие шероховатости, но это все как-то будет решено. Насколько сложно будет забирать, зависит от того, насколько нынешние владельцы готовы были отдавать активы, какие они препятствия, возможно, воздвигли. Carlsberg не то чтобы прямо постарался, но, в общем, не хотел отдавать бизнес и принял ряд мер. Государство в ответ максимально жестко действовало: там и люди в изоляторе сидят, и на международный уровень это все вышло.
В этом плане история с «Балтикой», возможно, научила иностранных владельцев, что ты можешь юридические препоны какие-то строить, но это вовсе не значит, что актив не заберут.
При этом совершенно очевидно, что Efes — это турецкая компания. По тому, что сейчас происходит в Сирии и с Азербайджаном, мы видим, что Анкара как геополитический игрок делает какие-то шаги, а Россия — ответные ходы».
Как Carlsberg вынесло из «Балтики»
Летом 2024-го турецкая пивоваренная компания Anadolu Efes собиралась купить долю бельгийской AB InBev в их совместном бизнесе в России — AB InBev Efes. Но получила уведомление об отказе властей одобрить сделку. Решение о передаче пивоваренных предприятий группе компаний «Вместе» может свидетельствовать об охлаждении отношений между турецким бизнесом и правительством России, предположил гендиректор агентства Infoline Иван Федяков: «InBev Efes являлась лидером рынка пивоварения в России, она имела наибольшие объемы продаж в этом сегменте. Это бельгийско-турецкая компания. Раньше это были две отдельные структуры, которые в 2018 году слились в одну.
Но место турецкого бизнеса достаточно значимо. Более того, в этом году была попытка одного из турецких инвесторов выкупить активы этой компании в России. Думаю, что это было отчасти продиктовано желанием Efes сохранить свою часть инвестиций, которая была сделана в Россию за последние несколько десятилетий. Эти переговоры шли и в какой-то момент даже могли увенчаться успехом, но, как мы видим, решение принято радикально другое.
Компания фактически национализирована, многомиллиардный бизнес на текущий момент передан в управление. А что значит в управление? Это значит во многом подарен.
Соответственно, как бы и турецкий бизнес постепенно становится, как это теперь принято говорить, по какой-то причине недружественным по отношению к правительству Российской Федерации, раз они не смогли найти компромисс в решении столь непростого, но важного для их имущества вопроса».
Как вырос спрос на спиртное в России
Объявление о временном управлении такой крупной компанией 30 декабря тоже показательно, отметил член президиума «Опоры России», член правления Национального союза производителей пива и напитков Алексей Небольсин: «Очевидно, это сделано с неким умыслом. Есть версия, что основных бенефициаров пивоваренного производства хотят сделать исключительно российскими.
Понятно, что шел какой-то переговорный процесс, и, видимо, это такой мотивирующий укол: либо вы договариваетесь, либо все будет так.
Группу «Вместе» никто на пивном рынке не знает. Она создана год назад, уставной капитал — 100 тыс. руб. Они нигде не замечена. Одно дело, если бы активы передали Росимуществу или бы президентом компании стал один из известных в пивоваренном сегменте людей, которые знают в этом толк. И, конечно, дата — 30 декабря — говорит о чем-то, надо читать между строк. Сейчас реальных покупателей на сам InBev нет, потому что сейчас идет раздел «Балтики», плюс нескольких заводов. Кроме того, будет вопрос решаться по «Трехсосенскому»».
Как российские пивовары пытаются нарастить поставки в Китай
В 2024 году компания InBev Efes заняла 21 место в рейтинге крупнейших иностранных компаний в России по версии Forbes. По оценкам аудиторских компаний, в 2023-м стоимость предприятия достигла $1,3 млрд.