На иностранные маркетплейсы, например eBay или AliExpress, при их попадании в реестр цифровых платформ будут распространяться требования закона о платформенной экономике, когда его примут и он вступит в действие. За их несоблюдение будут применяться меры другого закона, о «приземлении», вплоть до блокировки сайта, узнал Forbes. Норма вошла в финальную версию законопроекта о регулировании посреднических цифровых платформ
Иностранные цифровые платформы, например eBay или AliExpress, в случае попадания в реестр цифровых платформ, должны будут соответствовать и исполнять требования закона о платформенной экономике. За их несоблюдение будут применяться меры закона о «приземлении» иностранных IT-компаний (236-ФЗ о деятельности иностранных лиц в интернете) — вплоть до блокировки сайта. Такие положения содержатся в финальной версии законопроекта о регулировании платформ, рассказали Forbes два источника, близкие к правительству. В аппарате вице-премьера — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко подтвердили эту информацию.
Законопроект о регулировании цифровых платформ разработало Минэкономразвития под кураторством Дмитрия Григоренко. Документ регулирует работу маркетплейсов (например, Wildberries, Ozon) и сервисов заказа товаров и услуг, например еды, такси, продуктов («Яндекс», «Самокат» и т. д.). Проект создает правовые основы платформенной экономики, вводит регулирование отношений между операторами платформ, их партнерами и пользователями. «Цель законопроекта — защитить права и интересы граждан. Речь не только о покупателях, но и о продавцах, владельцах пунктов выдачи заказов и других участников платформенной экономики», — говорил Дмитрий Григоренко. Среди основных положений законопроекта — ввод обязанности платформ идентифицировать продавца через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) или госреестры, создание системы досудебного разрешения споров, создание реестра посреднических цифровых платформ (ПЦП). Включать в реестр ПЦП планируется площадки, соответствующие критериям по аудиторным показателям. Эти параметры отдельно определит правительство.
В понедельник, 30 июня, законопроект одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, сообщили Forbes два источника, близкие к комиссии.
Интересы россиян должны быть защищены независимо от того, на отечественной или иностранной площадке они приобретают товары и услуги, сказал Forbes представитель аппарата Дмитрия Григоренко. Поэтому финальная версия проекта была доработана в том числе с учетом этой позиции. «Определено, что иностранные платформы, которые будут включены в реестр ПЦП, должны соответствовать и исполнять требования нового закона», — подчеркнул он. Для этого предлагается внести изменения в закон о «приземлении» иностранных IТ-компаний. В частности, установить, что зарубежная платформа, включенная в реестр ПЦП, признается иностранной IТ-компанией. За несоблюдение требований закона о платформенной экономике можно будет применять меры закона о «приземлении», пояснил представитель аппарата Григоренко. В частности, в случае неподчинения закону Роскомнадзор может применить к нарушителю одну или сразу несколько мер, в их числе — информирование пользователей через поисковики о нарушении закона компанией, запрет на распространение рекламы площадки вместе с ограничением на размещение рекламы на самой площадке, ограничение на денежные переводы и прием платежей. Также среди санкций — запрет на поисковую выдачу площадки, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных пользователей, частичная или полная блокировка ресурса в России.
Требования законодательства о платформенной экономике будет распространяться на иностранные цифровые платформы для «создания равных конкурентных условий с российскими платформами, а также единства требований к защите интересов покупателей и продавцов товаров (заказчиков и исполнителей услуг)», сказал Forbes директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин. Если иностранная платформа соответствует критериям посреднической — предоставляет техническую возможность разместить оферту, заключить сделку и провести оплату — она будет включаться в реестр ПЦП, говорит он. Также правительство установит дополнительные критерии, в том числе по размеру аудитории, для включения платформы в реестр. По словам Волошина, иностранная платформа, включенная в реестр, должна будет исполнить требования закона о «приземлении», в том числе создать филиал или представительство в России, разместить на сайте форму для обращений российских граждан и организаций и далее соблюдать требования законодательства о платформенной экономике, продолжает Волошин.
«Такая взаимоувязка позволит обеспечить прозрачность и доверие между участниками взаимодействия на платформах, в том числе иностранных», — уверен он. Механизмы закона о «приземлении» работают с 2022 года, с ними знакомы участники рынка — их взаимоувязка с законом о платформенной экономике не будет создавать каких-либо дополнительных рисков применения, считает Волошин.
Предложенный механизм призван упорядочить регулирование деятельности крупных международных и отечественных цифровых платформ, говорит первый вице-президент Союза интернет-торговли Екатерина Авдеева. Зарубежные платформы, включенные в реестр ПЦП и потому признанные иностранными IT-компаниями, в том числе будут обязаны защищать персональную информацию покупателей, своевременно реагировать на запросы госорганов и пользователей, а также предоставлять возможность удаленного мониторинга своей деятельности.
Распространение требований закона о «приземлении» на весь цифровой рынок, в том числе и товарный, — логичное решение, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. «Потребитель должен быть одинаково защищен вне зависимости от того, к какой юрисдикции относится платформа», — подчеркнул он. У интернета нет границ: если доставляют товар из любой точки мира, значит, должна быть и возможность выражать претензии продавцу, возвращать товар — для этого, безусловно, должен быть российский офис, добавил он.
Эта мера не является уникальной для регулирования онлайн-рынка и в большей степени говорит об отношении к иностранному бизнесу в целом: работаешь в России — плати здесь налоги и неси ответственность, согласно нашим законам, сказал Forbes президент Союза интернет-торговли Виталий Гаврилов. Однако, как отметила Екатерина Авдеева, важно учитывать потенциальные издержки и избегать чрезмерного ужесточения регулирования. Оптимальным решением будет постепенное внедрение реформ, сопровождающееся диалогом с бизнесом и обществом, регулярным мониторингом результатов и своевременной коррекцией курса, заключила она.
Почти 85% граждан России делают покупки на маркетплейсах, из них 80% делают это чаще, чем два-три раза в месяц. По продажам лидирует Wildberries, на втором месте — Ozon. Иностранные маркетплейсы в России при этом занимают небольшую нишу: граждане стали меньше заказывать на зарубежных платформах в 2018-2019 годах, когда начался стремительный рост отечественных ресурсов. В 2021 году доля заказов из-за рубежа составляла 18,18%, к 2025 году, по данным АКИТ, объем трансграничной интернет-торговли в общем объеме е-commerce составляет около 3%. По прогнозам Data Insight, в 2025 году оборот российского рынка трансграничной интернет-торговли составит 404 млрд рублей.
Тем не менее реализация предложенных мер по регулированию иностранных площадок способна привести к значительным позитивным сдвигам в области защиты граждан и укрепления конкурентоспособности отечественной индустрии, говорит Екатерина Авдеева. Успешность этой политики во многом будет зависит от профессионализма исполнительной власти и гибкости подходов к решению сложных вопросов, добавила она. Мера обеспечит транспарентность, открытость, продемонстрирует готовность иностранных платформ работать в соответствии с российским законодательством, что крайне важно, подчеркнул зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов.