Эксперты оценили потребность в специалистах по внешнеэкономической деятельности
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС Российским компаниям-экспортерам, которые сегодня активно наращивают поставки в дружественные страны, «как никогда» нужны специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), заявил 3 июля вице-премьер Александр Новак в ходе стратегической сессии «Подготовка кадров в сфере ВЭД», прошедшей во Всероссийской академии внешней торговли. Потребность в таких кадрах оценивается Российским экспортным центром (РЭЦ) в 15–25 тыс. человек ежегодно.
Участники дискуссии сошлись на том, что кадров, обладающих нужными знаниями и навыкам, компаниям ВЭД действительно остро не хватает. Но разошлись во мнениях, потребность в каких кадрах ощущается острее всего и как их обучать. Министр образования и науки Валерий Фальков, в частности, обратил внимание на то, что сейчас нет такой области образования, как внешнеэкономическая деятельность — её четкое определение в законодательстве отсутствует. А это значит, что властям предстоит придумать, откуда брать качественные кадры для ВЭД, отметил он.
По оценка РЭЦ, которые привела на сессии гендиректор организации Вероника Никишина, отрасли ВЭД требуется 15–25 тыс. человек в год. Для таких специалистов, по ее словам, важны пять основных компетенций: владение иностранными языками (преимущественно китайским, арабским, турецким и хинди), знание культуры других стран и тактики ведения переговоров, осведомленность о конъюнктуре рынка, знания о маркетинге и особенностях законодательства стран-партнеров, а также навыки организации международных финансовых операций.
Отраслевики—многостаночники
Но и это еще не все вводные, подчеркнула Никишина в своем выступлении. По ее словам, крупные компании, как правило, ищут узкоотраслевых специалистов с глубокими знаниями в областях маркетинга, продаж, комплаенса, логистики, платежей и проч.
А вот малому и среднему бизнесу (МСП), наоборот, нужны «работники-универсалы», готовые выполнять одновременно множество функций — так называемые T-специалисты, указала она. Последние, помимо широкого кругозора, должны иметь еще «большую записную книжку» с множеством контактов. Соответственно, и программы подготовки специалистов для МСП должны учитывать потребности таких компаний, подчеркнула Никишина.
Кроме того, программа подготовки кадров для ВЭД должна быть долгосрочной и охватывать все этапы обучения — от профориентации школьников до повышения квалификации уже действующих специалистов, заявил в ходе сессии Александр Новак. «У них должны быть не только глубокие знания в области международной торговли, но и навыки работы в условиях структурных, глобальных изменений — в том числе санкций, тарифных войн. [Нужно] умение адаптироваться к быстро меняющейся глобальной повестке», — подчеркнул он.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Красильников видит сложности не только в отсутствии образовательного стандарта для ВЭД, о котором говорил Валерий Фальков. «На самом деле, проблема глубже: у нас нет общепризнанного понимания, что такое ВЭД, — отметил он. — Да, нашли какое-то упоминание в законе. Но оно не покрывает все многообразие этой темы. И это проблема на стыке науки и практики».
Перед будущими специалистами по экспорту в последние годы встали несколько вызовов, в том числе усложнение внешнеэкономических операций, усиление цифровизации процессов и рост требований к компетенциям специалистов, добавил представитель РСПП.
Приоритетными направлениями ВЭД для российских компаний Красильников считает страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию), БРИКС, ШОС, а также государства Юго-Восточной Азии и Африки. Особое внимание специалисты по ВЭД, по его словам, также должны проявить к Индии, Китаю, ОАЭ и Узбекистану.
Как готовить кадры для ВЭД
Чтобы насытить рынок специалистами по ВЭД, Сергей Красильников предложил разработать профили подготовки по разным направлениям: экспорт, импорт, инвестиционная аналитика, платежи, арбитраж и т.д. «При этом надо каким-то образом совместить интересы образовательных учреждений, государства, бизнеса и самого человека», — сказал он.
Директор департамента развития и регулирования ВЭД Минэкономразвития Дмитрий Некрасов заявил, что нужных специалистов следует готовить со школы: «Мы предлагаем организацию олимпиад для школьников, партнерские соглашения для проведения профессиональных форумов для них, <…> создание открытой библиотеки учебно-методической литературы, следующая ступень — разработка и обновление учебных программ вузов». Некрасов презентовал участникам дискуссии программы развития ВАВТ до 2030 г., которая предполагает создание нескольких новых центров для подготовки специалистов ВЭД.
Предложенные способы привлечения кадров в ВЭД могут не сработать с учетом текущей демографической ситуации, предупредил участников дискуссии ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. «Если в советское время мы могли воронками загонять людей в профессиональную деятельность — по инженерам, по ВЭД, программированию и т.д. — то теперь делать это, не разгоняя при этом производительность труда, было бы странно», — заметил он. В сложившихся условиях дефицита кадров, по его мнению, целесообразнее готовить специалистов широкого профиля.
Подводя итоги дискуссии, министр экономического развития Максим Решетников рекомендовал для начала определиться с научными и юридическими формулировками в сфере ВЭД. «Нам нужно точно договориться: что такое ВЭД, кто такой специалист в сфере ВЭД, какие навыки и скиллы прикручиваются к образовательной программе», — сказал он. Пока при разработке стандарта подготовки специалистов для ВЭД, по словам Решетникова, больше учитывалось мнение крупного бизнеса, чем МСП, что также нужно менять.
#Внешняя торговля #Экспорт #ВЭД #РЭЦ #Александр Новак