Максим Орешкин определил эпоху БРИКС
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт Страны БРИКС в последние 20–30 лет внесли наибольший вклад в движение глобальной экономики вперед. Об этом заявил замглавы администрации президента Максим Орешкин — он выступил на сессии открытого диалога «Будущее мира. Новая платформа глобального роста», который состоялся в национальном центре «Россия» во вторник. По словам Орешкина, сегодня всё инфраструктурное развитие сосредоточилось в странах Глобального Юга — и это то, что отличает их от западных стран, где «инфраструктурное развитие практически остановилось».
Новый экономический цикл
БРИКС и те страны, которые объединяются вокруг него, становятся ключевой движущей силой мировой экономики, отметил Орешкин. Вклад альянса в динамику глобального ВВП он сравнил с экономическими циклами, которые с середины XX века выступали двигателями экономического прогресса. Первые два, на которых заострил внимание замглавы президентской администрации, — план Маршалла по восстановлению послевоенной Европы и Японское экономическое чудо, продолжавшееся с 1950-х до 1973 г. Третий цикл, по его словам, связан с новыми индустриальными странами, которые в последние десятилетия добились экономического роста за счет индустриализации и ориентации на экспорт.
Во главе же нового цикла стоит БРИКС, чья доля в мировой экономике превышает аналогичный показатель объединения G7. Его отличительными чертами Орешкин назвал быстрорастущие рынки и высокий потенциал урбанизации. «Важно, что каждая такая волна формируется и реализуется на основе базовых институтов, которые позволяют волне случиться, — это и определенные технологические наработки, это торговая и финансовая системы, это механизмы инвестиций», — добавил Орешкин. И подчеркнул, что если еще 50 лет назад передовые решения в технологиях и других сферах предоставляли в основном США, Европа и Япония, то сейчас на их место приходят страны БРИКС. Орешкин подчеркнул, что прямо сейчас Китай лидирует в сфере робототехники, искусственного интеллекта и электроники, Индия и ОАЭ — в разработке программного обеспечения и финансовых технологий, а Россия — в числе первых в энергетике и беспилотных технологиях.
Предпосылки для догоняющего экономического роста Орешкин предложил оценивать в связке с урбанизацией: чем ниже ее уровень, тем выше потенциал для развития и шире простор для выполнения крупных инфраструктурных проектов. К странам этого кластера он отнес, в частности, Эфиопию, Нигерию и Пакистан. А также Индию, которая остается одной из крупнейших экономик мира и сохраняет высокие темпы роста ВВП (6,5% в 2024 г. и 6,2% в 2025 г., по данным МВФ. — «Эксперт»), но при этом не превышает 40% урбанизации. «Индии предстоит за ближайшие десятилетия построить порядка 30 таких же городов (как Москва. — „Эксперт“) практически с нуля, чтобы достичь хотя бы среднемирового уровня урбанизации. А вы понимаете, какой это объем инвестиций», — рассуждал Орешкин.
Замглавы администрации президента напомнил, что Россия реализует свои масштабные инфраструктурные проекты, а также привлекается к мировым. Среди отечественных начинаний Орешкин отметил работу над развитием Северного морского пути и проект по реновации 200 городов, который предусматривает создание современной инфраструктуры и новых условий для реализации человеческого потенциала. Говоря об инициативах крупнейших мировых игроков, Орешкин выделил Китай и его маршрут «Один пояс, один путь», который подразумевает реализацию «гигантского количества инфраструктурных проектов по всему миру». «На самом деле, если так посмотреть, то в экономиках Европы и США инфраструктурное развитие практически остановилось», — заключил Орешкин.
Торговые соперники БРИКС
У США около 5 тыс. центров обработки больших данных, у стран БРИКС — около тысячи, но один только Китай опередил США по количеству патентов в области ИИ: 70% против 15% в мировом разрезе, отметила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Екатерина Новикова в беседе с «Экспертом». Она добавила, что представить такой расклад еще 10 лет назад было невозможно. Именно поэтому Вашингтон так активно вводит тарифы против Китая и других стран, чтобы заставить американских и иностранных разработчиков перенести свои компании в США, полагает Новикова. По этой же причине Штаты посредством пошлин стремятся «забрать» все технологии из Европы. «Они понимают, что еще 2–3 года и страны БРИКС станут сверхмощным объединением, которое сможет диктовать свои условия и правила всему остальному миру», — считает Новикова. Она предупредила, что этому может помешать политическая подоплека со стороны Запада, которая выразится в «искусном маневрировании между экономиками БРИКС с обещаниями для одних и угрозами дополнительных санкций для других».
Страны БРИКС быстро развивались в условиях свободной торговли и открытого мира при минимуме барьеров и пошлин, подчеркивает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. По его словам, пока неясно, как продолжится это развитие в другом климате. Собеседник «Эксперта» также обратил внимание на проблемы, которые могут дополнительно затормозить движение вперед: в Индии — бедность и низкое качество человеческого капитала с оттоком лучших за рубеж, у Китая — накопившиеся финансовые проблемы и «ловушка среднего дохода», у России — плохая демография и внешние санкции. «Взаимодействие в рамках БРИКС помогает смягчить только часть этих проблем и рисков», — обращает внимание Табах.
Мировой экономический центр тяжести смещается в сторону Азии, и сказать, что страны БРИКС внесут значительный вклад в мировой экономический рост — значит проявить излишнюю сдержанность, убежден первый заместитель гендиректора ЦСР Михаил Расстригин. По его мнению, именно страны БРИКС станут основным двигателем роста мировой экономики в ближайшие десять лет, а их совокупный вклад в мировое развитие за это время превзойдет вклад «большой семерки». Суммарный ВВП стран БРИКС, по оценкам Расстригина, превысит аналогичный показатель G7 к 2045 г. «В отличие от экономик Старого Света, обремененных высоким уровнем долга, стареющим населением и замедлением темпов роста, страны БРИКС обладают быстрорастущими рынками, молодой рабочей силой и увеличивающейся долей среднего класса», — заключил заместитель гендиректора ЦСР.
#Максим Орешкин #БРИКС #Мировая экономика #Глобальная повестка #Форумы #Устойчивое развитие