Юристы говорят о взрывном росте числа личных фондов. Такой инструмент появился в российском праве два года назад. Сейчас их зарегистрировано больше сотни. И подавляющее большинство появилось с середины лета 2024-го, пишет РБК. Фактически это альтернатива зарубежным наследным фондам и трастам. С точки зрения российского права это некоммерческая организация, которая управляет переданным туда имуществом. Минимальный размер капитала — 100 млн руб.
Подробнее о том, как работает этот инструмент и кому он подойдет, рассказал партнер юридической компании FTL Advisers Игорь Кузнец: «Личный фонд позволяет учредителю передать в него активы и максимально гибким образом зафиксировать то, как эти активы будут управляться, причем как при жизни учредителя, так и после его смерти. Более того, личный фонд позволяет назначить выгодоприобретателей, бенефициаров, которые будут получать, например, имущество, денежные средства, ценные бумаги из фонда в абсолютно произвольном порядке, в котором учредитель личного фонда это определил. Можно предусмотреть выгодоприобретателей, которых в завещании нельзя указать, можно предусмотреть определенный порядок выплат из личного фонда в пользу выгодоприобретателя, например, по достижении определенного возраста или при получении образования.
С какими сложностями при оформлении наследства столкнулись состоятельные россияне за рубежом
Завещание является, безусловно, хорошим инструментом, но несет в себе целый ряд ограничений: некоторых лиц нельзя лишить наследства, некоторые активы передаются при помощи завещания не очень удобно. Личный фонд в данном случае является прекрасной альтернативой. Законодатель предусмотрел специальную пониженную ставку налога на прибыль, который платят личные фонды. Пассивные доходы облагаются по пониженной ставке 15%. Более того, несколько недель назад российские налоговые органы выпустили разъяснение о том, что личные фонды могут использовать и упрощенную систему налогообложения».
Несмотря на очевидные преимущества, в работе личных фондов есть несколько спорных моментов, говорит адвокат, старший юрист коллегии адвокатов «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры» Татьяна Овцынова. По ее словам, это связано с тем, что судебная практика во многом не сформировалась: «Например, личный фонд отвечает по долгам его учредителя в течение трех лет с момента создания. В исключительных случаях это пять лет, но при этом мы не можем гарантировать, что этот срок не будет продлен. Все мы слышим сейчас истории о том, как прокуратура пытается обратить в собственность государства имущество, которое было приватизировано более десяти лет назад. Как в данной ситуации будут работать сроки передачи имущества, сроки исковой давности, к сожалению, мы не можем предположить.
Если личный фонд создает один из супругов и хочет туда передать имущество, которое является совместной собственностью, без брачного договора мы это не рекомендовали бы делать, потому что непонятно, будет ли это являться сделкой в интересах семьи, может ли она быть оспорена. Можно было бы обратить внимание на возможность создания одним учредителем нескольких личных фондов с целью так называемой налоговой оптимизации. Не будет ли это, например, считаться дроблением бизнеса? Личный фонд — это некоммерческая организация, но все-таки имущество туда передается, чтобы был доход, который распределялся между выгодоприобретателями».
В 2022 году Евросоюз запретил россиянам использовать частные фонды и трасты. В Минэкономики говорили, что новый инструмент должен их заменить и ускорить перевод активов в российскую юрисдикцию.