Содержание
На что и как повлияют очередные санкции США
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС США ввели новые санкции против российского финансового сектора 21 ноября, включив в SDN-лист еще более 50 банков, в том числе «Газпромбанк» и его зарубежные «дочки», ДОМ.РФ, БКС, РосДорБанк и другие. Также под ограничения попали свыше 40 депозитариев и 15 физлиц, 11 из которых — заместители главы Банка России. Эти меры могут усложнить трансграничные расчеты с контрагентами, в том числе и с покупателями российского газа. Хотя коллапса они не вызовут, убеждены опрошенные «Экспертом» профессиональные участники рынка. Очередной пакет антироссийских санкций, скорее, окажется болезненным для Европы — это такой «прощальный сюрприз» от складывающей свои полномочия администрации президента США Джо Байдена.
Трансграничные расчеты под красным флагом
Одновременно с сообщением о включении в санкционные списки российских банков, депозитариев и физлиц Минфин США опубликовал отдельное предупреждение для иностранных контрагентов, работающих с российскими банками и другими финансовыми структурами через систему передачи финансовых сообщений (СПФС). Она, по сути, является российским аналогом SWIFT — международной системы обмена информацией между банками, которую российские кредитные организации использовали до санкций. Американское финансовое ведомство заявило, что взаимодействие с финансовыми институтами в РФ через СПФС будет расцениваться как red flag («красный флаг» или сигнал тревоги). Это связано с тем, что российский аналог SWIFT способствует обходу санкций США российскими компаниями и лицами, имеющими отношение к военно-промышленному комплексу и включенными в SDN-лист, считают в американском Минфине.
Опрошенные «Экспертом» профучастники и аналитики рынка единогласно заявили, что прощальный жест администрации Джо Байдена может вызвать временные трудности, но неразрешимыми они не будут. Партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Антон Ефремов отметил, что новые санкции были введены против многих банков среднего уровня, которые активно занимались осуществлением расчетов, в том числе международных: «Возможно, что целью этих санкций была попытка затруднить расчеты за импорт. С учетом адаптивности банков и платежных систем к новым условиям, уверен, они достаточно быстро найдут альтернативные способы для осуществления платежей и на объемах импорта эти меры сказаться не успеют».
К этому можно добавить, что с декабря по середину февраля импортеры товаров народного потребления традиционно снижают спрос на валюту. Они стремятся завезти максимум товаров под предновогодние распродажи, а потом ждут, когда торговые сети распродадут прошлогодние остатки.
Инвестбанкир Евгений Коган не исключает, что новые рестрикции могут ударить по рублю. «Сейчас санкции в большей степени затрагивают расчеты за экспорт в первую очередь, под них попал системообразующий „Газпромбанк“. Думаю, что в конечном итоге будут выстроены новые цепочки трансграничных платежей. Но пока процесс не завершится, экспортные доходы могут временно сократиться, поэтому рубль будет с высокой степенью вероятности дешеветь в ближайшие месяцы. Вполне допускаю, что увидим курс доллара по 105 руб. и выше. Ну и юань тоже к 15 вполне может допрыгать», — пишет он в своем обзоре.
В РосДорБанке, включенном в последний список Минфина США, считают,что санкции направлены на ограничение самого участия российских банков в международных расчетах. «РосДорБанк сосредоточен на финансировании отечественных предприятий, в таких сферах как дорожное строительство, торговля и промышленное производство, что минимизирует влияние подобных ограничений на нашу деятельность. Импорт же в целом продолжает адаптироваться к новым условиям, используя альтернативные маршруты и механизмы расчетов», — заявила «Эксперту» старший вице-президент РосДорБанка Ирина Пыхтина.
«Возможно, что логично в данном случае, произойдет некое удорожание расчетов. Может быть, за счет каких-то используемых новых схем и цепочек. Но, по сути, коллапса эти санкции не вызовут, — считает профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС Алексей Войлуков. — Санкции введены с отложенным периодом — по сути, и у банков, и у контрагентов есть месяц, чтобы закрыть сделки, которые есть, и найти другие варианты для взаимодействия и расчетов».
Кроме того, под санкциями находятся далеко не все российские банки, поэтому трансграничные платежи в ближайшее время будут перестраиваться на работу через несанкционные структуры, обратил внимание главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Но это может привести к очередному росту издержек для российской экономики.
Антироссийские санкции против Европы
Новый пакет санкций может вызвать трудности и у экспортеров, которые продают российский газ за границу или осуществляют трансграничные расчеты через «Газпромбанк», отдельно подчеркнули собеседники «Эксперта». По сути, российские контрагенты теперь несут риски вторичных санкций, отметил Михаил Васильев.
Председатель совета директоров логистической компании «Трансинвест» Дмитрий Семенов напомнил, что импортер должен открыть в «Газпромбанке» два счета — рублевый и валютный. При поступлении валюты на валютный счет она продавалась и зачислялись рубли на рублевый счет. «Новые санкции окажут малое влияние на сделки с газом. В России остаются банки, в отношении которых не были введены ограничения, и они проводят платежи по экспортно-импортным поставкам. Однако открыть валютный счет станет сложнее и займет больше времени, — заметил он. Безусловно, возникает проблема перенастройки экспортно-импортных платежей и смены банков. В целом, цепочки проведения платежей остаются прежними».
Это связано еще и с тем, что иностранные компании, несмотря на ограничения, сохраняют активный интерес к покупке более дешевого российского газа, добавил Михаил Васильев.
Сколько бы европейские страны ни пытались отказаться от российского газа, у них это не получается, подчеркнул Алексей Войлуков: «Санкции ввели США, они в первую очередь ориентированы на компании Соединенных Штатов, а во вторую — на расчеты в долларах за российские энергоресурсы других стран. Но в любом случае наши энергоресурсы за границей нужны, без них там не могут. Европа пыталась заменить и газ, и нефть, и другие ресурсы — от угля до титана. В итоге новые Boeing (самолеты серии 737 MAX 10, эксплуатация которых началась в 2023 г.) состоят на 40% из российского титана».
По мнению профессора РАНХиГС, новый пакет санкций США был политическим ходом администрации Джо Байдена против нового избранного президента Дональда Трампа, который продвигает другие глобальные цели: «Штаты пытаются создать трудности и проблемы Европе и замедлить ее развитие. За счет поступлений дешевых российских энергоресурсов в Европе очень сильно росла промышленность, особенно автомобиле- и самолетостроение. Но как только все ресурсы подорожали, объемы выпуска резко упали и продолжают сокращаться». Такой политики придерживается пока еще действующая администрация, которая, на взгляд профессора, и без последнего пакета ввела излишне много санкций из соображения «после нас хоть потоп».
Но пока Дональд Трамп не заступил в должность президента США и не решил, что делать с наследием своего предшественника, России требуется изменить законодательство, которое в настоящее время разрешает иностранным контрагентам проводить оплату газа из недружественных стран только через «Газпромбанк», подчеркнул главный экономист ИК «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин. Хотя он допускает, что транзит газа в Европу через территорию Украины, на который приходится половина оставшихся поставок в регион, с высокой долей вероятности завершится до конца года, все же включение в SDN list «Газпромбанка» потребует разработки схем платежей в обход него.
Зампреды под запреты
Наибольшее непонимание у рынка вызывает вопрос, с какой целью были введены санкции в отношении российских депозитариев и регистраторов. «Логика принятия решения в отношении регистраторов не очень понятна, возможно, это связано с обслуживанием санкционных лиц», — предположил в комментарии «Эксперту» заместитель генерального директора по брокерскому бизнесу ФГ «Финам» Дмитрий Леснов. При этом ограничения не сорвут обмен замороженными активами между российскими и иностранными инвесторами, если такое решение будет принято: «Ранее реализованная схема обмена заблокированными активами не требовала обязательного участия регистраторов».
«Депозитарии и регистраторы — это инфраструктурные игроки, введение санкций против них стало неожиданностью. Российский фондовый рынок сейчас находится в замкнутом контуре, повлиять на него за счет санкций против регистраторов и депозитариев невозможно», — уверен Антон Ефремов.
А вот Алексей Войлуков считает это решение логичным шагом после санкций, введенных ранее против Национального расчетного депозитария (НРД) Московской биржи. НРД является головным расчетным депозитарием, который ведет контрольный учет всех ценных бумаг вне зависимости от того, где они были выпущены. Остальные депозитарии на рынке в рамках каждого брокера учитывают бумаги, хранящиеся на брокерских счетах инвесторов. Когда НРД попал под санкции, Банк России разрешил ему не вести этот глобальный учет — вся ответственность легла на плечи нижестоящих депозитариев, напомнил профессор. После этого через остальные депозитарии стали проходить сделки, связанные с заблокированными активами — их трансграничными переводами, обменом и т. п.
«Я так понимаю, что это тоже вызвало недовольство у Штатов. Учет ценных бумаг в России из-за санкций не прекратится, но сделки с заблокированными активами в течение какого-то времени будут недоступны. Обмен такими бумагами, возможно, тоже приостановится, пока не найдутся другие варианты для его проведения. Как наши, так и иностранные инвесторы, пусть даже из недружественных стран, хотят вернуть вложенные ранее деньги. Они тоже оказались заложниками ситуации, потому что их правительства не подумали о своем бизнесе и гражданах в попытках сделать максимальные гадости», — считает Алексей Войлуков.
Санкции в отношении депозитариев и регистров введены для ограничения права владения иностранными компаниями и физическими лицами акций российских компаний, согласился Дмитрий Семенов. Сейчас на российском фондовом рынке имеют право торговать только нерезиденты из дружественных стран, но доля их в общем обороте невелика. Не исключено, что у них возникнут проблемы из-за риска попасть под вторичные санкции.
В то же время один из крупных трейдеров заявил «Эксперту», что по рынку ходят слухи об обсуждении в структурах власти возможности вновь «пригласить недружественных нерезидентов» на отечественный рынок бумаг, разрешив им выводить новые заработанные доходы: «Если эти слухи имели под собой основу, то Штаты пошли на опережение, заранее заблокировав возможность западным инвесторам вернуться к торговле российскими активами».
Что касается введенных персональных санкций в отношении зампредов ЦБ, то это попытка помешать иностранным компаниям вести деятельность с ЦБ РФ и его руководством, считает Дмитрий Семенов. Тем не менее, отмечает Ирина Пыхтина, «Центробанк России продемонстрировал способность эффективно адаптироваться и обеспечивать стабильность финансового сектора, несмотря на такие попытки давления».
#Санкции #США #Джо Байден