Forbes в очередной раз представляет рейтинг лучших в сегменте private banking, «банков для миллионеров». В этом году его участники разбиты по группам — «платина», «золото», «серебро» и «бронза». Среди инструментов private banking в 2025 году продолжают доминировать консервативные сберегательные продукты, однако ими повестка не исчерпывается — состоятельным россиянам доступно все больше личных фондов, инструментов, «упакованных» в цифру и связанных с динамикой криптовалют
Forbes в десятый раз подводит итоги рейтинга лучших российских банков для миллионеров. Первый такой рейтинг был опубликован в 2016 году, и с тех пор ландшафт рынка банковских услуг для частных клиентов с большими и сверхбольшими капиталами претерпел значительные изменения. Западные провайдеры таких услуг для россиян теперь фактически закрыты, сокращают свое присутствие в России и private-подразделения «дочек» иностранных банков. Вместе с тем на рынке появляются новые игроки, и внутрироссийская конкуренция между ними становится более острой. Это наглядно демонстрируют результаты рейтингов последних лет.
Разрыв между участниками рейтинга, как лидерами, так и в «группе преследования», зачастую составляет считаные баллы, а иногда и десятые доли балла. Поэтому, на наш взгляд, более адекватное представление о том, «кто есть кто в российском private banking», давало бы укрупненное распределение по группам банков с близкими результатами, которые по операционным показателям, экспертной оценке и оценке участников рынка можно было бы поставить «на одну полку». В этом году мы не присваивали участникам банка места, а распределили их по четырем группам в зависимости от набранных баллов: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».
В начале 2025 года среди инструментов, предлагаемых состоятельным клиентам, доминировали сберегательные продукты: до лета ЦБ держал ставку на рекордном уровне 21%, а банки долгое время привлекали пассивы со спредом в 2–3 процентных пункта к ключевой. В таких условиях инструменты фондового рынка проигрывали в доходности консервативным депозитам. «Многие банки предлагали ставки по рублевым вкладам на уровне 23–25% на различные сроки. Такой уровень ставок направил поток клиентов из инвестиционных продуктов во вклады», — отмечают в Sber Private Banking. И такая тенденция наблюдалась не только у консервативно настроенных клиентов, но и у активно использующих инвестиционные стратегии. Многие клиенты уже в конце прошлого и начале текущего года стали оформлять вклады на более длительные сроки, чтобы зафиксировать доходность в период снижения ставки. По словам директора private banking банка «Дом.РФ» Александра Икрянникова, у private-клиентов банка доля сберегательных инструментов в совокупном портфеле всегда была стабильно высокой и в 2025 году она составляет около 90%. По его словам, ситуация в ближайшее время не изменится — уже состоявшееся и ожидаемое снижение доходностей вкладов вместе с ключевой ставкой вряд ли существенно скорректирует структуру портфелей клиентов, поскольку доходности все равно остаются двузначными.
Впрочем, консервативными инструментами повестка дня для private banking не исчерпывается. Одним из новых трендов в их линейках стало распространение инвестиционных продуктов с привязкой к динамике криптовалют или биржевых фондов — такие продукты в этом году разрешил ЦБ. Например, у «БКС Ультима» появились инвестиционные решения, доходность которых привязана к динамике фондов iShares Bitcoin Trust ETF и iShares Ethereum Trust ETF, а у «А-Клуба» — закрытый паевой инвестфонд (ЗПИФ) на криптовалюту Toncoin, которая используется для операций в Telegram, и цифровые финансовые активы (ЦФА) на биткоин и Ethereum. По словам директора по развитию премиальных сервисов Т-Банка Дилшода Ибрагимова, клиенты private banking в основном уже хорошо знакомы с криптовалютами и держат в них определенную долю активов. Такие инструменты в российском контуре им интересны для диверсификации инвестиционной части портфеля и из-за существенного роста стоимости криптовалют, заключает он. «Одобрение биткоин-ETF в США (включая продукты от BlackRock, Fidelity, Invesco и др.) стало сигналом для рынка и придало криптоинструментам институциональный вес. Эти ETF стали ключевой точкой входа для клиентов, ранее избегавших криптовалюты из-за неразвитости регулирования и инфраструктуры», — считает управляющий директор Sber Private Banking Андрей Шенк.
Другой заметный тренд в предложении для состоятельных клиентов — активы, упакованные в «цифру». «ЦФА выстрелили по двум причинам. Во-первых, их выпуск обходится эмитентам дешевле из-за исключения из процесса цепочки посредников. Во-вторых, в ЦФА можно легко упаковать любой нестандартизируемый актив. Для тех, кто хотел добавить в портфель экзотику, но не решался приобрести именно физический актив, ЦФА стало хорошим решением», — добавляет Ибрагимов. По его словам, сейчас в фокусе внимания клиентов Т-Private — ЦФА на займы корпоративных эмитентов, но банк активно упаковывает в ЦФА и нестандартные активы, например картины. «Я сам приобрел право на долю в картине российского художника и был удовлетворен полученной доходностью после продажи картины», — рассказывает он.
«В этом году мы стали больше делать ЦФА на активы, которые, помимо доходности, дают клиентам эмоциональную составляющую. Например, совместно с ООО «Лудинг» мы сделали ЦФА на вино с возможностью получения эксклюзивной бутылки, а с «Алросой» — ЦФА на редкий желтый бриллиант», — перечисляет директор по работе с состоятельными клиентами Альфа-банка Алина Назарова. «Сбер» предлагает состоятельным клиентам через ЦФА инвестировать в золото. «Это дает инвесторам возможность получить экспозицию в золоте без необходимости его физического хранения — удобно, прозрачно и безопасно», — объясняет Андрей Шенк.
Еще одно новое веяние — интерес состоятельных клиентов к налоговой оптимизации, рассказывают собеседники Forbes. С 2025 года в России заработала прогрессивная шкала налогообложения, по которой личные доходы свыше 50 млн рублей стали облагаться по ставке 22% (с превышения суммы), а доходы от 20 млн до 50 млн рублей — 20%. «С введением прогрессивной шкалы налогообложения у клиентов вырос спрос на грамотное управление налогами, появились запросы на создание и перевод части имущества в ЗПИФы или личные фонды», — признает Дилшод Ибрагимов. Например, личный фонд может применять упрощенную систему налогообложения (ставки 6% или 15%) либо общую (здесь личные фонды могут платить пониженную ставку налога на прибыль 15%, если 90% его дохода — пассивные инвестиции), а передача имущества в фонд не облагается НДС. ЗПИФ же предлагает пайщикам отсрочку в уплате налогов: физлица платят НДФЛ, а юрлица — налог на прибыль только при реализации или погашении паев.
Почти все заметные российские private banking активно развивают направление лайфстайл-услуг. В этом сегменте одной из главных задач private banking стало сохранение связей своих клиентов с внешним миром. «Действительно, в последние годы мы направляем серьезные усилия на то, чтобы обеспечить потребности и запросы клиентов, которые живут в России, но хотят сохранять бизнес-связи, определенный стиль жизни, связанный с другими странами», — отмечают в Sber Private Banking. Собеседники Forbes говорят, что совместно с партнерами ищут для клиентов инвестиционные возможности за границей, подбирают варианты покупки и механизмы управления зарубежной недвижимостью, помогают с приобретением предметов роскоши, доставкой в Россию коллекционных и статусных автомобилей, дают консультации о получении образования за пределами страны.
Forbes выражает благодарность компании Frank RG за помощь в подготовке рейтинга.
Как мы считали
Мы оценивали российские банки, которые предлагают состоятельным клиентам услуги в сегменте private. Оценка основана на показателях private-банков (объем клиентских активов, число клиентов с активами от 100 млн рублей и от 500 млн рублей, ставки по рублевым и валютным депозитам, количество доступных для открытия вклада валют, рейтинг банка от российских рейтинговых агентств) — вес 60%; на оценке аналитиков компании Frank RG, которые ежегодно проводят исследования сегмента private banking, — вес 30%; на числе голосов, поданных участниками рынка за того или иного участника рейтинга, — вес 10%. Банки распределены на четыре группы в зависимости от набранных баллов: «платина» (выше 80 баллов), «золото» (50–80 баллов), «серебро» (40–50 баллов) и «бронза» (ниже 40 баллов). Внутри групп банки расположены в алфавитном порядке.