Состоятельные россияне считают, что для нормальной жизни на одного человека нужно порядка 250 000 рублей в месяц, а для богатой — 500 000 рублей, говорится в исследовании НИУ ВШЭ. Ключевыми показателями статуса для таких людей сегодня выступают элитная недвижимость, дорогие автомобили и отдых за рубежом, при этом к показному потреблению они не стремятся. Россияне из верхних 10% по доходам не склонны оценивать себя как верхушку общества — они сравнивают свой уровень жизни не со средним по стране, а с уровнем жизни соседей по верхнему децилю, приходят к выводу авторы исследования
Богатство глазами богатых
Медианная оценка суммы, необходимой для нормальной жизни с точки зрения россиян, относящихся к верхнему децилю (10%) населения по уровню доходов, — 250 000 рублей на одного члена семьи в месяц, свидетельствуют данные исследования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), посвященного самоощущению россиян с высокими доходами и особенностям их потребления, с которым ознакомился Forbes. Для богатой жизни такая оценка вдвое выше — 500 000 рублей. При этом медианное значение фактических доходов в выборке, в которой задавался этот вопрос, — 180 000 рублей на человека.
В поле зрения авторов исследования попали россияне с доходом от среднего в верхних 10% населения по уровню доходов (по данным Росстата за 2022 год). Опросы россиян из этой группы проводились в несколько волн. Для первой, второй и третьей волн опроса (в 2023-2024 годах) такой границей было примерно 500 000 рублей на семью с одним ребенком и 660 000 на семью с двумя детьми, для четвертой волны в конце 2024 года с учетом обновленных данных Росстата — 600 000 рублей на семью с одним ребенком и 800 000 рублей на семью с двумя детьми. Авторы исследования отмечают, что россияне с высокими доходами обычно слабо представлены в опросах населения, а специальные опросы этой группы крайне редки. При этом россияне с высокими доходами — одна из наиболее значимых групп населения с точки зрения формирования внутреннего спроса, отмечают авторы работы.
В ходе исследования россиян с высокими доходами попросили оценить свой социальный статус, разместив себя на одной из десяти позиций, где первая — «низкое положение», а 10-я — «высокое». Лишь 10% опрошенных поставили себя на 10-ю позицию. Даже в верхней подгруппе респондентов — с доходами более 300 000 рублей на человека в месяц — только половина ощущает себя на восьмой–10-й позиции. Медианная «самооценка» социального статуса представителей группы населения с самыми высокими доходами — семь из 10. При этом примерно 3/4 респондентов определяют социальный статус именно исходя из доходов и образа жизни. «Получается, что, оценивая свое место в обществе и руководствуясь при этом уровнем своих доходов и образом жизни, россияне, объективно находящиеся на 10-й, верхней позиции, в 90% случаев не склонны определять себя как верхушку общества», — делают вывод авторы работы.
Это может объясняться высоким неравенством внутри верхнего дециля по доходам, предполагают исследователи из НИУ ВШЭ. Люди из «высокодоходных» 10% существенно различаются по уровню доходов, накопленного капитала и жизненным возможностям. При этом респонденты ориентируются на доходы и качество жизни в своем окружении, а не на средний уровень в стране в целом.
Только 36% состоятельных россиян считают свои доходы не ниже «нормальных», для 64% же характерно ощущение «недотягивания» до нормы. Соответственно, еще меньше тех, чьи доходы превышают границу «богатства»: таковых в верхнем дециле только четверть. Сами критерии нормы и богатства определяются представлениями об уровне жизни не населения в целом, а своего окружения и других представителей верхнего дециля, подчеркивают исследователи.
Доход и образ жизни — главные критерии при оценке своего положения в обществе среди обеспеченных россиян. Следующие по значимости критерии связаны с человеческим капиталом и позицией на рынке труда: уровень образования, квалификации и должность на работе. Причем, чем выше субъективная оценка положения, чем бóльшую роль для респондента играют критерии, связанные с человеческим капиталом, а чем ниже, тем важнее для него материальные критерии — доход и богатство. Исследователи объясняют это как разной ценностью выживания и самовыражения в разных группах, так и ростом важности культурного и человеческого капитала в более привилегированных.
Подавляющее большинство верхних 10% — примерно 3/4 респондентов — отмечают проявления социального неравенства в России. Выражается оно, на их взгляд, в неравенстве в доходах, жилищных условиях, возможностями для отдыха и досуга, в доступе к медицинской помощи и образованию. Лишь для каждого пятого россиянина с высокими доходами проблема неравенства незаметна. В целом по населению на неравенство обращают внимание 92% респондентов, следует из данных НИУ ВШЭ.
Чем определяется статус
Ключевыми показателями высокого статуса среди россиян с высоким доходом выступает владение элитной недвижимостью — этот критерий отметили 64% опрошенных, а также автомобилями или иным транспортом премиум-класса (55%). За последний год к ним также прибавились поездки за границу на отдых, которые в 2023 году называли только 42% респондентов, а в 2024-м — уже 51%. Авторы исследования отмечают, что представление о статусных товарах и услугах связаны с внешней обстановкой: поездки на отдых за рубеж и премиальные авто респонденты чаще всего упоминали, говоря о том, что стало для них недоступным в результате санкций.
Также в числе важных показателей статуса — дизайнерская одежда и аксессуары, дорогие часы и ювелирные украшения (46%), посещение дорогих ресторанов (43%), дорогие смартфоны, компьютеры (41%). Особняком стоит возможность планировать свое время, иметь гибкий график, отмечают авторы работы, — это, помимо материальных показателей, считают маркером высокого статуса почти 35% опрошенных.
При этом состоятельные россияне не стремятся к демонстративному потреблению, приходят к выводу авторы исследования: связь между представлениями о признаках статуса и реальным потреблением выражена слабо. Иными словами, опрошенные, называвшие определенные товары в качестве показателей высокого статуса, лишь немного чаще сами приобретали или использовали их. Жестче такая связь в таких категориях, как оплата пластической хирургии, приобретение произведений искусства, наличие личной охраны и оплата обучения детей в лучших учебных заведениях. «Это означает, что направления расходования средств выбираются рационально», — отмечают авторы исследования. В то же время более половины (60% респондентов) приобретали товары определенных брендов, так как это предполагалось их статусом, и только 40% отказывались от покупки, так как бренд статусу не соответствовал.
Именно предметы роскоши, подчеркивающие высокий статус, — первое, на что россияне из верхнего дециля сократили бы расходы в случае падения доходов. Также они урезали бы траты на технику, развлечения и путешествия. Причем изменения выразились бы в снижении объемов и количества потребляемых товаров и услуг, но не их качества, отмечается в исследовании. Если бы доходы, напротив, выросли, то почти половина состоятельных россиян направила бы дополнительные средства на сбережения, треть — на вложения в бизнес, инвестиции или покупку недвижимости. Таким образом, обеспеченные граждане по-прежнему отличаются активным сберегательно-инвестиционным поведением.