Содержание
Экономистов тревожит, что ЦБ и кабмин действуют вразнобой
Фото: Александр Щербак/ТАСС Траектория инфляции не будет плавной, пока денежно-кредитной политике ЦБ мешает «встречный ветер» расходов бюджета. Добиться устойчивого замедления цен не позволяет и процесс структурных сдвигов, который сопряжен с повышенной инфляцией. С такими тезисами 3 июля выступили экономисты на макроэкономической сессии Финконгресса Банка России, посвященной влиянию политики регулятора на рост и потенциал экономики. Опасения участников дискуссии по поводу переохлаждения экономики парировал модератор — зампред ЦБ Алексей Заботкин. Аргументы он подкрепил итогами опроса, проведенного прямо перед началом дискуссии.
Нужно скоординировать усилия
Правительство должно провести бюджетную консолидацию прямо сейчас, считает экономист Михаил Задорнов. Он призвал не тянуть до формирования нового, более жесткого бюджета на 2026 г., а сократить расходы уже во второй половине 2025 г., чтобы ЦБ смог быстрее снижать ставку. Он также обратил внимание на то, что хотя проекта будущего бюджета еще нет, несогласованность с целями по инфляции в нем уже есть. Например, можно ожидать, что повысятся тарифы ЖКХ: Минэк в апреле прогнозировал их рост с 1 июля 2026 г. на 9,8%, хотя в более ранней версии прогноза ожидал повышения на 5,4%.
Сейчас ЦБ и правительство должны определиться, как они действуют, и скоординировать усилия, продолжил профессор НИУ ВШЭ, экономист Олег Вьюгин. По его словам, прежде надо выработать адекватную сложившимся условиям бюджетную политику, и только после этого ждать от ЦБ продуманных шагов по ставке. «Встречный ветер <…> очень сильный. Я имею в виду встречный ветер к той политике, которую ЦБ пытается проводить для того, чтобы взять под контроль инфляцию. Дует из-за горы, из-за бугра — и из бюджета», — иронизировал Вьюгин.
Не стоит забывать, что за два года Россия получила прирост потребления, равный приросту за предыдущие десять лет, отметила директор по макроэкономическому анализу ДОМ.РФ Жанна Смирнова. Она вспомнила выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной на пленарной сессии Финконгресса, — там она заявила, что Россия впервые за много лет столкнулась с циклическим перегревом и циклическим охлаждением экономики. То есть, с турбулентностью, не спровоцированной шоками по примеру глобального кризиса в 2008 г. «В каком-то смысле это действительно так. Но классический циклический перегрев — это реакция только на ставку. А у нас получается цикл, который индуцирован структурными факторами», — указала Смирнова. По ее словам, это означает, что замедление инфляции и спроса будет не таким устойчивым, «как нам сейчас кажется».
Что говорили об инфляции на других сессиях дня
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина (на брифинге):
В 2024 году ЦБ уже оказался в такой ситуации, когда участники рынка услышали сигнал ЦБ о готовности снижать ставку, но проигнорировали условие для этого — снижение инфляции. В итоге был бум наращивания кредитования. ЦБ усвоил урок. Участники рынка понимают, что шаги снижения ставки будут обусловлены реальными тенденциями снижения инфляционных ожиданий. ЦБ будет опираться на данные.
Старший экономист Sber CIB Антон Струченевский:
Важный драйвер — бюджетная политика. Дефицит бюджета в 2% от ВВП — не гарантия низкой инфляции. Надо смотреть, куда идут деньги. У ЦБ получалось хорошо контролировать инфляцию в 2015–2019 гг. В 2017–2019 гг. произошла синхронизация бюджетной политики и ДКП. Тогда снизились расходы бюджета до 16% от ВВП.
Директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов:
Для меня наиболее важным открытием за 10 лет стали три факта. Во-первых, инфляция — всегда и везде явление монетарное. Второе — она очень инертна. Если вы хотите, чтобы «Титаник» не столкнулся с айсбергом, вы должны идти по приборам и начинать маневр задолго до того, как его увидите. И третье, самое важное, — мы управляем ожиданиями. Коммуникация — основа основ ДКП.
Сейчас российским экономическим властям важно не допустить ошибку, а именно, не переоценить прирост потенциала экономики, то есть увеличение выпуска и предложения товаров и услуг, предупредил главный экономист ВТБ Родион Латыпов. «Чем выше прогнозы по ВВП, тем дольше инфляция будет оставаться выше целевых уровней при прочих равных», — опасается экономист.
Все ждут экономический рост
Оценки участниками дискуссии ситуации, сложившейся в экономике, неоправданны, обратил внимание Заботкин. Он сослался на опрос зала, в котором подавляющее большинство проголосовало за то, что российская экономика покажет рост и в этом, и в следующем году. «При очень разных взглядах на жесткость ДКП в следующие два года, среди респондентов не было ни одного человека, который сказал бы, что темпы роста ВВП в следующие два года в среднем будут отрицательными», — отметил Заботкин. Он назвал преждевременным разговор о том, что в России сформировались условия для «избыточно жесткой посадки».
Усилия ЦБ и правительства, которые Михаил Задорнов ранее назвал несогласованными, Заботкин предложил называть иначе. По его словам, речь о «неких параметрах», которые «несколько осложняют» процесс снижения инфляции. Зампред ЦБ пообещал принимать их во внимание при принятии решений по ДКП.
В среднесрочном прогнозе Банка России, опубликованном 25 апреля, ключевая ставка за 2025 г. прогнозируется на уровне 19,5–21,5%. В 2026 г. регулятор ожидает ее снижения до 13–14%. Таргета в 4% по инфляции Банк России намерен достичь в 2026 г., прогноз на этот год составляет 7–8%. Следующее решение по ключевой ставке ЦБ примет 25 июля.
#Финансовый сектор #Банк России #Кабмин