В конце прошлого года доля заемщиков с четырьмя и более кредитами, получивших новые займы наличными, оставалась высокой — около трети. Банки говорят о том, что количество кредитов — не единственный маркер, на который они смотрят при принятии решения. Аналитики предупреждают о возможных рисках вызревания просрочек
В IV квартале среди всех получателей кредитов наличными у 33% уже было четыре и более действующих ссуд, у еще 15% — три, следует из данных Объединенного кредитного бюро (ОКБ), с которыми ознакомился Forbes. Среднее число действующих кредитов на одного заемщика в портфелях необеспеченных потребкредитов банков в 2024 году росло: на начало года речь шла о 3,03 кредита, на конец — уже о 3,22.
Среди получателей новых кредитных карт в IV квартале треть клиентов также оказались закредитованными: у 22% действовали четыре и более ссуд, у еще 11% — три. В отличие от сегмента кредитов наличными, среднее количество действующих кредитных продуктов на клиента в карточных портфелях банков в 2024 году стало снижаться: с пиковых 2,74 ссуды в II квартале до 2,67 на конец года.
В POS-кредитовании в IV квартале на самых закредитованных заемщиков приходилось 20% в новых выдачах, а на тех, у кого три действующих кредита, — 12%. Среднее число действующих кредитов на таких заемщиков с начала года почти не изменилось — 3,21 против 3,25 кредита.
Подписаться
Гораздо меньше закредитованных заемщиков брали ипотеку и автокредиты. В этих сегментах розницы доля заемщиков с четырьмя и более активными кредитами в октябре — декабре составила 11% и 15%, а с тремя — 8% и 11% соответственно. В ипотечном портфеле и в портфеле автокредитов банков среднее число активных кредитов на одного заемщика за год не выросло и на конец года составило 2,49 и три кредита соответственно.
Ситуация с закредитованностью в новых выдачах постепенно выравнивается. В III квартале речь шла о 36% закредитованных клиентов, которые смогли взять новый кредит. На конец года доля заемщиков с четырьмя и более кредитами составляет 19%. «Рыночная практика показывает, что в сегменте кредитных карт и потребкредитовании чаще встречаются более закредитованные заемщики, чем, например, в сегменте ипотеки или автокредитовании», — объясняет директор департамента розничных рисков ПСБ Евгений Иванов.
Самый ходовой способ для таких заемщиков добрать финансирование — это новые кредитки и кредиты наличными, солидарны опрошенные Forbes банкиры. Заемщики с несколькими активными ссудами чаще всего обращаются за кредитом наличными или рефинансированием, говорит заместитель председателя правления банка «Дом.РФ» Алексей Косяков. В Совкомбанке наиболее популярными продуктами у клиентов, у которых уже есть кредиты, являются также денежный кредит и карта рассрочки «Халва», отмечает представитель банка.
Наличие нескольких открытых ссуд у заемщика — теперь вариант нормы в розничном кредитовании, и банкам приходится к нему адаптироваться, констатируют собеседники Forbes. «Клиенты часто используют разные кредитные инструменты для решения различных задач: карту рассрочки — для повседневных расходов, потребительские кредиты — для крупных покупок, а ипотеку — для долгосрочных инвестиций», — говорит представитель Совкомбанка. Именно поэтому количество открытых кредитов — не единственный и не самый главный показатель, на который смотрят банки при одобрении. «Банки оценивают уровень кредитной нагрузки потенциального заемщика, а не общее количество кредитов. Так, например, заемщик может иметь один кредит с ежемесячным платежом в 100 000 рублей или два кредита с платежами по 50 000 рублей. Однако если в кредитной истории заемщика есть информация о том, что он оформил сразу несколько кредитов за короткое время, то это может стать препятствием для выдачи нового кредита», — отмечает Евгений Иванов из ПСБ.
«Наличие нескольких открытых кредитов не является автоматическим «красным флагом». Мы тщательно анализируем каждого клиента, учитывая не только количество кредитов, но и его кредитную историю, уровень дохода и показатель долговой нагрузки (ПДН). Если у заемщика нет просрочек по текущим обязательствам, а его ПДН находится в пределах допустимых норм, мы с высокой вероятностью одобрим новый кредит», — заверяет представитель Совкомбанка.
«Если клиент имеет хорошую кредитную историю, не допускает просрочек платежей, много лет использует кредиты без серьезных нарушений, то банки достаточно лояльны к нескольким открытым кредитным картам. Карты, которые были выданы неделю назад и по которым нет платежной истории, являются стоп-фактором», — объясняет пресс-служба ОТП Банка.
В 2024 году ЦБ в течение года несколько ужесточал регулирование выдач потребительских кредитов гражданам. С IV квартала регулятор ужесточил макропруденциальные лимиты по необеспеченным потребкредитам. Например, доля выдач заемщикам с показателем долговой нагрузки (ПДН) свыше 80% снижена с 5% до 3%, а с ПДН от 50% до 80% — с 20% до 15%. Эти лимиты сохранены и на I квартал. Работой этих ограничителей ЦБ пока доволен: доля выдаваемых необеспеченных потребительских кредитов с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 50% в III квартале достигла 28%, а в портфеле — 49%, доля просроченных на 30 дней кредитов через три месяца с момента выдачи «показывает стабилизацию».
В материале «О развитии банковского сектора» по итогам декабря ЦБ отмечал, что просрочка пока находится на приемлемом уровне в розничном кредитовании, а уровень покрытия резервов достаточный. Однако за год доля проблемных кредитов в рознице выросла на 0,5 п. п., до 4,6% от портфеля. Банк России объяснял, что это обусловлено постепенным вызреванием кредитов, выданных по высоким ставкам, а также ростом просрочек по кредитам наличными, предоставленным в том числе в первом полугодии 2024 года, когда банки активно кредитовали новых заемщиков без кредитной истории.
«Продолжение выдач закредитованным заемщикам — это нездоровая ситуация, которая свидетельствует о перегреве рынка и о том, что индексация доходов явно отстает от роста долговой нагрузки граждан и инфляции. Несмотря на то, что макропруденциальные лимиты ограничивают выдачи закредитованным заемщикам, а надбавки к коэффициентам риска дают дополнительную нагрузку на капитал, у многих банков накоплен хороший запас по достаточности капитала, что дает им возможность для продолжения кредитования рискованных клиентов. Такие кредиты не обнулятся, пока не будет более решительных ограничений со стороны ЦБ. Но ЦБ и не артикулировал задачу полностью перекрыть доступ к заемному финансированию для граждан России, имеющих действующие кредиты», — считает управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов.
С 2020 по 2024 год все сегменты розничного кредитования росли такими темпами, что возрастающий процентный поток позволял банкам компенсировать любые потери по просрочкам, а сейчас кредитование охлаждается, процентный поток не будет так уверенно покрывать дефолты заемщиков, и они станут более чувствительны для банков, продолжает Беликов. «Очевидно, основной вклад в будущие просрочки внесут наиболее закредитованные заемщики», — уверен он.