Онлайн-магазин видеоигр Steam теперь объявляет, что продает не контент, а право им воспользоваться. Теперь при попытке оплатить игру клиент видит сообщение о том, что он приобретает не сам продукт, а лицензию на него.
Такое условие давно существовало в соглашении с площадкой, но теперь кое-что поменялось, отметил эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко: «Этот пункт добавился и стал так заметен по той простой причине, что в США, в штате Калифорния был принят закон, который четко различает покупку и приобретение. Это достаточно сложно звучит, скорее, это такая юридическая казуистика. Теперь, если вы обретаете некую услугу, то вас должны об этом предупредить ярко и заметно, то есть не только демонстрацией какого-то пользовательского соглашения. Поэтому если сейчас вы нажимаете кнопку «купить», то там прямо большими буквами написано, что при этом клиент не приобретает себе этот продукт в вечное пользование.
В современном мире мы видим тенденцию подписки на все. Мы сейчас не можем пойти и купить на диске, условно говоря, набор Microsoft Office для того, чтобы пользоваться Word, Excel и так далее. Мы обязательно должны подписываться на него.
Нельзя приобрести и музыку, точнее, можно, но все равно это будет не приобретение, а некая покупка лицензии. То же самое касается всего, поэтому сейчас такое соглашение просто выносится на глаза, что называется, пользователя. Это лишнее напоминание о том, что ничто не вечно под Луной, и все, что мы покупаем не в физическом виде, условно говоря, нам, в общем-то, и не принадлежит».
Видеоиграм подбросили монету
При этом даже наличие у человека физической копии игры или книги не означает права собственности, пояснила партнер юридической фирмы Digital & Analogue Partners Екатерина Смирнова: «К любому цифровому объекту мы на самом деле покупаем набор прав в его отношении. Это всегда лицензия. История про то, что ты приобретаешь не игру и не наполнение внутри нее, а тебе дают временную лицензию с правом отзыва, изменения, обновлений, вступает в конфликт с этой новой сложившейся ментальностью, что цифровые активы — это именно активы.
Что происходит на рынке гейминга в России
Если сравнить это с напечатанной книгой, то мы получаем объем прав, плюс страницы с переплетом. По сути, мы получаем право использовать произведение, цитировать без ограничений в учебных целях, но не можем, например, использовать его в коммерческих целях. Представьте, что у вас книжка хранится с условием, что ее могут всегда изъять с вашей полки и сказать, что сейчас ее нельзя читать, потому что она признана экстремистской литературой. В таком случае вы утрачиваете право ее цитировать. И вот здесь ровно то же условие.
У тебя может остаться этот файл, ты его не удалишь. Но все те права, которые в отношении него имелись, перестают действовать. Условия лицензионного соглашения таковы, что платформа вправе их изменить или отозвать».
В марте 2024 года французская компания Ubisoft отключила серверы гоночной игры The Crew, и пользователи потеряли доступ даже к одиночному режиму. В компании тогда объявили, что формально продают не саму игру, а лицензию, что вызвало шквал критики со стороны геймеров.