В Роспатенте пообещали бороться за регистрацию «Гжели» и назвали отказ комиссии ЕС в предоставлении охраны российскому бренду народных промыслов превышением полномочий, основанном на нелегитимных документах
Глава Роспатента Юрий Зубов назвал превышением полномочий отказ комиссии Евросоюза в предоставлении правовой охраны на территории Евросоюза наименованию места происхождения «Гжель». «Гжель» (Gzhel) была первой российской заявкой на международную регистрацию в Международный реестр наименований мест происхождения и географических указаний.
Чем грозит знаменитым российским брендам решение комиссии ЕС по «Гжели»— читайте в подписке РБК.
Регистрация — естественный шаг для защиты и продвижения национального культурного наследия, объяснял гендиректор управляющей компании «Гжель» Петр Сивов. Это было необходимо для защиты оригинального художественного промысла от контрафакта: продукция Гжельского фарфорового завода с уникальной росписью, которую изготавливают вручную профессиональные художники, сегодня стоит в одном ряду с несанкционированными подделками.
«Роспатент будет бороться за регистрацию известного отечественного бренда. Лиссабонской системой предусмотрены необходимые инструменты правовой защиты. Мы уже направили письмо во Всемирную организацию интеллектуальной собственности, оператору Лиссабонской системы, для получения разъяснений правомерности действий Евросоюза», — сообщил РБК глава ведомства.
По его мнению, комиссия ЕС превышает свои полномочия— решения об отказе или регистрации должны приниматься профильными ведомствами.
«Публикация документа комиссии Евросоюза по своей сути не является отказом в предоставлении охраны бренду «Гжель», а описывает процедуры рассмотрения заявки на регистрацию региональных брендов на территории Евросоюза. Комиссия ссылается на отсутствие единого регулирования регистрации народно-художественных промыслов, не вступившие в действие их собственные регламенты и введенные ограничения в отношении российских заявителей, которые являются нелегитимными»,— заявил он.
В решении комиссии названы две причины отказа. Первая— техническая: в Евросоюзе на текущий момент попросту отсутствует охрана географических указаний, обозначающих ремесленные изделия. Вторая причина— ограничительные меры в отношении России по объектам интеллектуальной собственности, принятые в рамках 14-го пакета санкций.