Ключевая ставка осталась на уровне 21%
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт Совет директоров Банка России на заседании 21 марта принял решение оставить ключевую ставку неизменной на уровне 21% годовых. При этом риторика регулятора смягчилась. Так, если по итогам прошлого заседания ЦБ заявлял, что он «будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании», то теперь говорится, что вопрос о повышении ключевой ставки будет рассматриваться, если только «динамика дезинфляции не будет обеспечивать достижение цели». Аналитики прогнозируют, что и на следующем заседании ставка не будет уменьшена.
Большинство финансистов накануне перед заседанием Банка России по ставке 21 марта склонялись к мысли, что регулятор не будет смягчать денежно-кредитную политику, но при этом снизит жесткость своих заявлений. Впрочем, были отдельные мнения, что «ключ» может быть уменьшен в связи с замедлением недельного роста потребительских цен и сильным укреплением курса рубля, что является мощным проинфляционным фактором.
Регулятор оправдал ожидания большинства, оставив «ключ» на уровне 21% годовых, и действительно смягчил риторику. О последнем говорит мнение Банка России, что «достигнутая жесткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возвращения инфляции к цели в 2026 году».
Однако ЦБ не исключает и повышения ставки. «Наши дальнейшие решения будут зависеть от того, достаточно ли скорости и устойчивости снижения инфляции для ее возвращения к 4% в 2026 г. Если они будут недостаточными, мы можем сделать дополнительный шаг по повышению ставки, хотя вероятность этого уменьшилась», — заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции. В то же время она отметила замедление инфляции: «Текущие темпы роста цен с начала года постепенно снижаются. И если услуги и продовольствие по-прежнему дорожают высокими темпами, то по непродовольственным товарам рост цен замедлился до умеренных значений». Также она отметила, что на заседании рассматривался как нейтральный сигнал, так и умеренно-жесткий. Был выбран второй вариант.
Если в феврале директора Банка России не принимали во внимание фактор улучшения геополитической ситуации, то сейчас они чуть изменили свою позицию. «На динамику цен повлияло и укрепление рубля. Дальнейшая ситуация на валютном рынке будет зависеть от фактического изменения внешних условий. Пока преждевременно делать выводы о масштабе влияния этого фактора на будущую динамику инфляции», — заявила Эльвира Набиуллина. И добавила, что улучшение геополитики и снижение санкционного давления ЦБ пока рассматривается как гипотетический фактор, а базовый вариант предусматривает неизменность внешнего фона. При этом смягчение санкций приведет не только к увеличению экспорта, но и импорта.
«Новшеством стало появление среди возможных дезинфляционных факторов улучшения внешних условий в случае снижения геополитической напряженности», — обратил внимание «Эксперта» главный экономист Группы ВТБ Родион Латыпов.
Ранее Банк России заявлял, что необходимым условием прекращения ужесточения денежно-кредитной политики является сокращение темпов роста кредитования. По этому сегменту наблюдается позитивная тенденция. «Наиболее выраженное замедление наблюдается в потребительских кредитах, прежде всего в необеспеченном сегменте. Корпоративное кредитование растет сдержанно, но динамика здесь была зашумлена повышенными бюджетными расходами в начале года. В целом кредитование растет темпами, близкими к нижней границе нашего базового прогноза», — сказала Эльвира Набиуллина.
Риторика регулятора говорит о том, что ждать снижения «ключа» не стоит и на следующем заседании. «ЦБ принял взвешенное решение: инфляционные тенденции обнадеживают, фактор геополитики ослаб, риск-премия сократилась, рубль мощно укрепился и в риторике ЦБ уже можно найти мягкие нотки, — отмечает эксперт по фондовому рынку „БКС Мир инвестиций“ Михаил Зельцер. — Но и торопиться с понижением ставки было рано: нужно заякорить ожидания. Пока в базовом сценарии ждем первое снижение 6 июня, но теоретически, может быть, и быстрее, даже на заседании 25 апреля. К концу года стоимость фондирования уже может опуститься до 16%».
Чуть более оптимистичен в среднесрочном плане главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Он также высказал «Эксперту» предположение, что в апреле в базовом варианте ставка останется неизменной: «Мы полагаем, что цикл смягчения монетарной политики может начаться на заседаниях в июне-июле со снижения на 200 б.п., до 19%. К концу года мы ожидаем снижения ключевой ставки до 14%. В случае прогресса на переговорах по урегулированию украинского конфликта и смягчения санкций, уменьшение ключевой ставки может пойти еще быстрее». В то же время Михаил Васильев предупредил, что сдерживающими факторами для снижения инфляции выступают сохраняющийся дефицитным рынок труда и быстрый рост зарплат, повышенные инфляционные ожидания населения и бизнеса, санкционные издержки, индексация тарифов и сборов темпами выше инфляции — например, с 1 июля тарифы ЖКХ вырастут на 12%.
Среди еще других рисков роста инфляции управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев назвал «Эксперту» вероятность плохого урожая из-за теплой и малоснежной зимы, а также то, что сокращение темпов роста кредитования может оказаться просто сезонным фактором.
Главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин отметил, что часть участников рынка рассчитывали, что ЦБ перестанет говорить о возможном дальнейшем повышении ставки. Эти ожидания не оправдались. «Курс на сверхжесткую денежно-кредитную политику остается неизменным. В перспективе поддержание ставки на одном из самых высоких в мире уровней будет все сильнее сказываться на темпах инвестиций, издержках производителей, динамике доходов и состоянии экономики в целом», — заявил он «Эксперту». Проблему замедления экономики и инвестиций ЦБ видит.
«Продолжают поступать данные о том, что компании переносят сроки реализации инвестиционных проектов. При этом уже начатые проекты не останавливаются, в том числе благодаря накопленной прибыли прошлых лет. По итогам 2024 года финансовый результат компаний снизился. Но по историческим меркам объем прибыли достаточно высокий — как в целом по экономике, так и в большинстве секторов. И сегодня эта прибыль может быть источником финансирования инвестиционных проектов», — заявила Эльвира Набиуллина.
#Банк России #Ключевая ставка #Геополитика #Инфляция #Аналитика